связаться
Phone
WhatsApp

Риски бизнеса с Китаем: что такое незащищенная сделка и как ее защитить

В некоторых случаях при выкупе товара приходится предупреждать клиента, что сделка с поставщиком незащищенная. Но не все клиенты, особенно те, кто только начинает бизнес с Китаем, понимают, что это значит. Рассказываем, что такое незащищенная сделка, чем чревата для клиента и какой способ мы придумали, чтобы минимизировать связанные с ней риски..
— Команда компании CODE 323

Защищенные и незащищенные площадки: в чем разница


Бывает и так, что поставщика нашли в WeChat. Обычно его находит сам клиент, нас просит помочь с выкупом заказа: вот мистер Ли, вот его контакт в ВеЧате , я у него заказал 20 пар кроссовок на 5 тысяч юаней. А мы про этого мистера Ли в первый раз слышим. Ну и как можем за него ручаться?


На незащищенных площадках не все автоматизировано. Поставщики обычно не предоставляют трек-код, не маркируют груз, могут отгрузить не тот товар или не отгрузить совсем. И никаких способов воздействия на них нет.


Деньги поставщику во всех этих случаях идут не через площадку, а на банковскую карту или электронный кошелек. А дальше остается уповать лишь на его порядочность.


Бывает и так, что поставщик с защищенной площадки просит проводить оплату не через нее, а напрямую — также на карту или электронный кошелек. Это не значит, что он 100% мошенник. Но повод насторожиться появляется, а сделка при такой оплате переходит в разряд незащищенной.



Почему поставщики на защищенных площадках хотят оплату напрямую


  1. Мошенничество в этом случае лишь одна из возможных причин. Всего же их можно выделить четыре:
  2. При производстве товара под заказ поставщик страхуется от возврата денег, если он сорвет сроки. Например, обещал управиться за две недели, но не успел. У клиента возникает право потребовать через площадку деньги назад. А если они ушли на карту, их уже не вернуть.
  3. Спорный товар. Есть особые виды товаров, по которым часто возникают вопросы по качеству и соответствию описанию. Принимая оплату на карту, поставщик просто страхуется от неадекватных покупателей.
  4. Поставщик нуждается в оборотных средствах. При оплате через площадку деньги замораживаются на время, пока товар будет изготовлен, плюс 7-14 дней, которые площадка дает на доставку груза и подтверждение клиентом, что тот получен. А при оплате на карту или электронный кошелек поставщик сразу получает живые деньги, которые может тут же пустить в оборот.
  5. Поставщик — мошенник.



Когда владелец магазина в Казахстане просит оплатить товар не на расчетный счет бизнеса, а частным переводом на личную карту, он хочет сэкономить на комиссии платежного агрегатора и налогах. Но для Китая все это неактуально.



Правительство КНР поддерживает малый бизнес и электронную коммерцию. Поэтому большинство некрупных поставщиков не платят налоги совсем. За что правительству КНР огромный респект. А 80% поставщиков, у которых мы выкупаем товар, и есть малый бизнес.



Комиссий на защищенных площадках нет не только для покупателя, но и для продавца. На 1688 поставщики вносят годовую абонентскую плату при открытии онлайн-магазина. На Таобао для многих магазинов нет и ее. Холдинг «Алибаба» зарабатывает на абонентской плате, дополнительных сервисах и рекламе внутри своих площадок.


По названным причинам с позиций прибыли поставщику все равно, как он получит оплату — напрямую или через площадку.




Как подстраховаться при незащищенной сделке

Раньше единственное, что мы могли сделать при незащищенной сделке — запросить у поставщика скан учредительных документов его бизнеса: аналог наших свидетельств о государственной регистрации ТОО или ИП . Эти документы мы проверяем по китайской базе компаний и сверяем имя владельца бизнеса с именем получателя платежа. Если они не совпадают, а расхождения выявляем постоянно, оповещаем клиента.


В Китае, в отличие от Казахстана, для перевода денег на карту или электронный кошелек не достаточно номера. Обязательно нужно ввести вручную имя получателя, а оно должно совпадать с тем, на которое зарегистрирована карта или электронный кошелек. Иначе перевод не пройдет. Поэтому вариант, как с мошенничеством на OLX, когда жулики сбрасывают номер карты, не называя имени получателя, невозможен. И если иероглифы в именах владельца бизнеса и получателя платежа не совпадают, мы на всякий случай предупредим клиента — вариант вызывает сомнения.


Проблема в том, что не у всех поставщиков даже на защищенных площадках, в частности, 1688, есть юридическое лицо. Тогда даже такой вариант проверки, к сожалению, недоступен.


Как превратить сделку в защищенную


В Китае, как и в Казахстане, есть стандартная форма договора купли-продажи, в которой прописывают условия сделки, количество, наименование и цену каждого товара, сроки поставки, реквизиты для перевода платежа. Отражается и факт перевода денег на карту физического лица, открытую на имя владельца компании. В Китае так делать можно. В Китае уже сам факт договора обычно мотивирует поставщика четко соблюдать его условия.



Уверены — многие поставщики откажутся заключать договор под разными предлогами: никогда так не делали, незначительная стоимость заказа, зачем эта бюрократия, платите, как я предложил, или до свидания и тому подобное. А большинство все-таки согласится.


Услуга предоставляется тем, кто заказывает у нас выкуп товара, за отдельную плату - процент от суммы заказа сверх нашей комиссии при выкупе. Это компенсация дополнительных в сравнении со стандартной процедурой выкупа времени и сил, которые мы потратим на обсуждение с поставщиком самой возможности составления договора, его согласование и заключение.


Заключить такой электронный договор, в Китае можно только с юридическим лицом. И если у поставщика юридического лица нет, клиенту остается или заказывать товар на свой страх и риск, или поискать другого, сделку с которым можно защитить. Пользоваться ли услугой электронного договора, когда она возможна, или нет, действуя опять же на свой страх и риск, также решать клиенту.