Предпринимателям, выходящим на китайский рынок, следует понимать, что WeChat — это проводник в мир коммуникаций Китая. Запущенный в 2011 году IT-гигантом Tencent как площадка для общения и мессенджер, сервис превратился в практически необъятную экосистему, включающую в себя широкий спектр инструментов для ведения и продвижения бизнеса в КНР. Разумеется, развитие торгово-экономических отношений между Китаем и другими странами поспособствовали выходу приложения далеко за пределы своей родины.
Что такое WeChat
В WeChat большое количество разнообразных функций, что позволяет использовать площадку, не прибегая к другим приложениям. Это отвечает текущему тренду на универсальность диджитал-приложений и делает его востребованным среди пользователей. В стране, население которой составляет более 1,4 млрд человек, приложение WeChat сильно опережает другие соцмедиа по количеству пользователей — в Китае приложением пользуется более 951 млн человек ежемесячно.
Данные по региону КНР, январь 2022
Приложение имеет существенные отличия от привычных западным пользователям соцсетей:
Рассматривая функционал системы, целесообразно условно разделить её на четыре взаимоинтегрированных платформы:
Зачем регистрировать свою компанию в WeChat
На данный момент количество ежедневных пользователей платформы превышает 1,2 млрд. Большая аудитория позволяет развивать коммерческую инфраструктуру, в том числе и для зарубежных компаний. На данный момент инструментарий для иностранцев — как физических, так и юридических — существенно ограничен. Однако без аккаунта в WeChat ведение бизнеса с КНР практически невозможно. И вот почему.
Репутация
Китай по праву считается «страной церемоний и этикета», и при вступлении в контакт с китайскими партнёрами крайне важно подтвердить свою чистую репутацию. Сделать это на бизнес-уровне поможет регистрация в WeChat. Китайцы больше доверяют компаниям, зарегистрированным на платформе, поскольку последние подвергаются основательной верификации перед регистрацией. Если вы планируете выход на китайский рынок, то можно начать с регистрации аккаунта-визитки, где будет указана основная информация о деятельности и продукции.
Большинство зарубежных предпринимателей ежегодно совершают одну и ту же ошибку, начиная поиски китайских партнёров без регистрации торговой марки.
Это развязывает руки местным коммерсантам, которые узнав про планируемый выход на локальный рынок, оперативно регистрируют наименование. Впоследствии иностранная компания ничего не может с этим поделать, кроме выкупа бренда или смены названия. Поэтому регистрируйте торговую марку и создавайте официальный аккаунт — это даст имиджевое конкурентное преимущество.
Если у вас есть зарегистрированный официальный аккаунт в WeChat с соответствующим значком верификации, то китайскому партнёру или потребителю понятно, что ваша компания уже проверена, и ей можно доверять. Это очень важно.
При обмене контактами с китайской стороной лучший вариант — сразу предоставить QR-коды на личную карточку и на официальный аккаунт компании в WeChat или в WeCom. Их можно разместить на визитке, можно предложить считать при личной встрече непосредственно с экрана смартфона. Ведение переговоров с личного аккаунта — это хорошо, но это не деловой уровень.
Бизнес-контакты
Участие в выставках — один из эффективных способов вывода продукции на зарубежный рынок. Пандемия ввела свои коррективы, однако Китай оперативно отреагировал и перестроил форматы поиска партнёров, предоставив предпринимателям возможность находить друг друга в гибридном и онлайн-режиме. Официальный аккаунт в WeChat поможет агрегировать все те контакты, которые соберёт представитель компании на площадке и вне её. Во избежание утери ценных координат, который может повлечь, к примеру, уход менеджера из компании к конкурентам, рекомендуем использовать в качестве визитки QR-код официального аккаунта. Это позволит поддерживать связь и своевременно информировать большой круг заинтересованных лиц.
Электронная коммерция
Платформа WeChat обладает необходимыми возможностями для электронной торговли. Согласно прогнозам к 2024 году количество продавцов на платформе достигнет 330 млн. Реализовывать продукт можно на партнёрской основе, так как для того, чтобы вести подобную деятельность самостоятельно, потребуется китайское юрлицо.
Что необходимо для регистрации официального аккаунта зарубежной компании
Зарегистрировать официальную учётную запись WeChat для зарубежной коммерческой организации не так уж сложно. Можно обратиться в специализированное агентство, где не только зарегистрируют, но и профессионально оформят интерфейс учётной записи.
Если вы планируете регистрацию аккаунта фирмы, не имеющей юридического лица в КНР, самостоятельно, то выбирать тип аккаунта не придётся — доступен только сервисный формат, наиболее подходящий для ведения бизнеса и консалтинга. Его отличают возможности использования мини-программ для электронной торговли (интеграция CRM, геолокации и программы лояльности), кастомизации меню, push-уведомлений.
Конечно, WeChat — это далеко не единственная площадка для коммуникации с целевой аудиторией и продвижения бренда в Китае. Однако присутствие здесь важно — в первую очередь, для бренд-билдинга и репутации компании. Официальная учётная запись послужит одновременно и визиткой, и сайтом, кастомизацию которого можно произвести самостоятельно или доверить проект специализированным агентствам.
Оценивая значимость приложения в современной деловой культуре КНР, подведём итог: если вашего бизнеса нет в WeChat, то вас нет в китайском бизнесе (аллюзия на фразу Билла Гейтса "If your business is not on the Internet then your business will be out of business").