связаться
Phone
WhatsApp

10 фактов о бизнесе с Китаем, которые стоит знать предпринимателю

Нет, AliExpress совсем не лучший вариант для оптовых закупок.
— Команда компании CODE 323

1. Аналог практически любого товара можно найти в Китае


Скорее всего, найдёте точно такой же, только дешевле. И не важно, в Казахстане изначально закупили товар или в другой стране, — сделан он в большинстве случаев всё-таки в Китае.


Китай сегодня можно назвать мировой производственной базой, где найдётся товар под любой запрос, вкус и кошелёк.


Производство iPhone и iPad компания Apple тоже заказывает в КНР, найдя исполнителей, которые удовлетворяют её стандартам.


Гиды в Стокгольме прямо предупреждают туристов: футболки со шведской символикой и другие товары в сувенирных лавочках в туристической зоне сделаны в Китае.


Представления о том, что Китай — это поставки дешёвого товара сомнительного качества, давно устарели. Китайские производители готовы обеспечить любое качество, ограничение только в том, сколько вы и ваш клиент готовы за него заплатить.



2. Если ваш продукт нуждается в сертификации, её надо проходить в Казахстане


Для продажи ряда товаров в РК необходим сертификат.


Часто Казахстанские предприниматели спрашивают такие сертификаты у китайского поставщика и отказываются от закупки, если тот их не предоставляет. Или готов это сделать, но только в электронном виде.


В действительности, даже если поставщик предоставит сертификат со всеми нужными печатями, в Казахстане это просто бумажка, не имеющая юридической силы. И для прохождения сертификации в РК китайский документ не нужен.


В сертификации нуждаются, например, товары для детей, химическая продукция и изделия некоторых других категорий.


Есть два варианта сертификации:

  • Белый — заказывается пробный товар который направляется экспертам. С получением нужного документа ввозится основная партия.
  • Серый — партия завозится сразу, сертификация выполняется потом. Нельзя сказать, что это незаконно, но и правильным такой подход тоже не назовёшь.


Выбор за клиентом. Большинство выбирает серый.


Посредники обычно не занимаются сертификацией сами, на этих услугах специализируются юридические фирмы. У некоторых посредников есть такие партнёры, их они и рекомендуют клиентам.



3. AliExpress — это не лучший вариант для закупок



AliExpress — это розничный ресурс, к тому же ориентированный на иностранцев. Поэтому цены там одни из самых высоких в китайском сегменте интернета.



4. Если приехать в Китай, можно найти более выгодные условия, чем на онлайн‑площадках


Китайские поставщики торгуют не только в интернете. Офлайн‑рынки, где имеет смысл их искать, расположены, в частности, в городах Иу и Гуанчжоу. Рынок «Футьен» в Иу считается крупнейшим в мире и представляет собой «город в городе» со сплошными рядами магазинов.


Личный визит на рынок — это возможность найти товар дешевле, чем даже на «1688». Хотя бывает и наоборот — в интернете есть предложения по более низкой цене. Надо сравнивать в каждом конкретном случае.


Приехать в Китай стоит также ради того, чтобы найти товар, который не представлен в Казахстане, и занять с его помощью нишу у себя в регионе или даже в стране. Или протестировать бизнес‑идеи.


На рынке «Футьен» в Иу легко заблудиться без провожатого, а без переводчика и вовсе делать нечего.


Производители представленных на рынке изделий обычно сосредоточены в окрестностях того же города. Поэтому можно не только присмотреться к товарам, но и посетить фабрики, продукция которых заинтересует. Личный контакт с владельцем — это возможность договориться о поставках на лучших условиях, чем стандартные.


Для визитов на рынки и фабрики лучше найти провожатого, который хорошо ориентируется на местности (на том же «Футьене» без подготовки нетрудно заблудиться), а в идеале — и владеет китайским. Английский на таких рынках, да и на ориентированных на местного покупателя онлайн‑площадках — плохой помощник. Машинный перевод, скажем от «Google Переводчика», выручит не всегда.



5. Если товар вас чем‑то не устраивает, прежде чем от него отказываться, стоит поговорить с поставщиком


Прецеденты, когда поставщик по просьбе клиента вносит коррективы в заказ, случаются регулярно. Приведём несколько примеров.


Одного клиента не устраивало, что надписи на упаковке игрушек и инструкция в комплекте были на китайском языке. По просьбе заказчика поставщик снабдил эти товары материалами на английском.


Покупатель был готов взять партию одежды, но без нашивок с иероглифами, которые были на пробных образцах. После переговоров поставщик отгрузил товар в запрошенном виде. Другому предпринимателю по его просьбе поставили партию продукции без логотипа производителя.


Владелица небольшого магазина решила заказать в Китае зонтики с логотипом её компании, чтобы продавать в Казахстане под своим брендом. На пробу была готова взять 100 штук, но боялась, что из‑за печати логотипа сильно вырастет себестоимость. Поставщик сделал встречное предложение: если заказ увеличится до 150 экземпляров, логотип он напечатает бесплатно. На том и порешили.


Поставщики в Китае охотно идут навстречу заказчику. Но при одном условии: если сочтут сделку для себя выгодной.

А если вы хотите получить эксклюзивный товар под ваши запросы, в КНР можно найти производителя, который согласится его изготовить.



6. Товар по возможности лучше проверять на складе в Китае


Распространённый случай: получили товар, а внутри упаковки не то, что заказывали. Или не совсем то. Такое происходит не обязательно вследствие злого умысла. Более частая причина — бардак в бизнес‑процессах у поставщика или банальная невнимательность. Нельзя сказать, что все китайцы сплошь невнимательны к запросам заказчиков из Казахстана, но таких немало.


На складе в Китае можно не только получить, но и проверить товар

Когда огрехи с комплектацией товара выявляются уже в Казахстане, сделать с ними что‑то, как правило, невозможно. А если удастся договориться о пересылке недостающих единиц, это долго и дорого. Если же выявлять проблемы в Китае, спорные вопросы снимаются быстрее и проще.



7. Поставщик охотно предоставит не только сам товар, но и его фото и видео


Если вам нужны фотографии продукции или видеоролики, демонстрирующие изделие в работе, скажите об этом напрямую поставщику или посреднику, через которого совершаете закупку.


Предприниматель решил открыть новое направление бизнеса — интернет‑магазин детской одежды из Китая. Посмотрел предложения, заказал пробные образцы заинтересовавших товаров. Когда получил, посмотрел и пощупал, заказал оптом всё, что понравилось. Пришло время запускать сайт. Чтобы его оформить, понадобились фотографии — причём соответствующие чётко заданным параметрам качества, размера, разрешения. Фотографы запросили немалые деньги.


Узнав о проблеме клиента, мы спросили поставщика, нет ли таких фото у него. Тот предоставил их бесплатно. Этими снимками клиент и оформил сайт, сэкономив на услугах фотографа.


Другой заказчик хотел купить для бизнеса станок. Нашёл подходящий по описанию вариант, но не был до конца уверен, то ли предлагается, что нужно ему. А переписка с поставщиком забуксовала. Видимо, перестал понимать, чего от него хотят. Вот клиент и не решался сделать и оплатить заказ — вдруг купит не то, а это выяснится уже в Казахстане. Вывести ситуацию из тупика помогла просьба к поставщику снять станок на видео в работе. Посмотрев ролик, заказчик убедился: это то, что он искал.



8. Некоторые поставщики просят перевести оплату на карточку или электронный кошелёк, минуя площадку


Это не всегда признак мошенничества, хотя бывает и так. Онлайн‑обманщиков хватает и в Китае, в том числе на защищённых площадках. И если в Казахстане владельцы интернет‑магазинов просят перевести оплату напрямую на карточку, чтобы избежать комиссии платёжного аггрегатора и налогов, в КНР это неактуально.


От налогов львиная доля предпринимателей освобождена и так. Это результат политики властей КНР по поддержке малого бизнеса и электронной коммерции, за что им честь и хвала. А защищённые онлайн‑платформы не берут комиссию с каждой сделки. Они зарабатывают на абонентской плате или дополнительных услугах, например рекламе внутри площадки.


Обычно китайские партнёры просят об оплате напрямую по другим причинам:

Беспокоятся, что не уложатся в срок, за который обещают изготовить продукцию, и тогда клиент затребует деньги обратно.

Защищаются от неадекватных заказчиков, если товар вызывает много нареканий по внешнему виду и качеству, — есть категории, где такие конфликты неизбежны.

        Не хотят замораживать деньги на счёте на время, пока изготовят продукцию и та дойдёт до клиента. Ведь при оплате через площадку средства блокируются на счёте поставщика на срок производства товара плюс 7–10 дней на доставку и её подтверждение заказчиком. А поставщик нуждается в оборотных средствах.


Соглашаться ли на оплату напрямую — решать клиенту. Не факт, что поставщик обязательно мошенник, но после передачи денег остаётся уповать лишь на его порядочность. Да и вернуть оплату при любой спорной ситуации уж точно не получится. Почти всегда есть второй вариант — купить у другого поставщика по защищённой схеме.



9. Помните о доставке


Обычно при покупке на площадке, ориентированной на китайцев, товар надо сперва доставить на склад в Китае. А уж оттуда — в Казахстан. На какой склад привезти товар, желательно определить уже при выборе поставщика. А для этого нужно учитывать и канал доставки.


Если же изделия в заказе разнятся по характеристикам, влияющим на цену, порой выгоднее разбить такой груз на несколько отправлений.

Но чтобы понять, как выгоднее, надо знать все характеристики груза. Это возможно, когда он целиком приходит на склад. А обычно предприниматели заказывают разный товар у разных поставщиков.



10. Нельзя забывать о разнице во времени


Очевидный факт, который держат в голове далеко не все.

Китайцы, конечно, трудяги. Но даже они не могут отвечать на сообщения потенциальных покупателей круглые сутки.

Отсюда — неизбежные задержки в коммуникации, что нередко оборачивается затяжным согласованием всех позиций в заказе. Особенно если их много и не по всем удаётся сразу договориться.



Что нужно запомнить

  • Если нашли интересный товар, стоит проверить, нет ли в Китае такого же, только дешевле.
  • Если продукт нуждается в сертификации, не заморачивайтесь с китайскими документами. Всё равно вам нужны Казахстанские, и это решаемо.
  • Более низкие цены, чем на онлайн‑площадках, можно найти на рынках в Китае, например «Футьене» в Иу. Хотя и не всегда. Посетить рынки стоит, чтобы присмотреть товары, которых ещё нет в Казахстане, и лично познакомиться с производителями.
  • Если товар не устраивает по отдельным параметрам, обсудите это с поставщиком. Скорее всего, партию для вас он изготовит с учётом ваших пожеланий.
  • По возможности проверяйте товар на складе в Китае перед отправкой в Казахстан. На месте посреднику проще разрешить с поставщиком все спорные вопросы. Когда товар уже в Казахстане, сделать это невозможно или очень затруднительно.
  • Если нужны фото или видео продукции, попросите у поставщика. Вероятно, у него есть такие материалы или он готов сделать их для вас.
  • Оплачивая товар напрямую, а не через площадку, вы рискуете нарваться на откровенного мошенника и не сможете вернуть деньги в спорной ситуации.

При выборе поставщика учитывайте, насколько далеко он находится от склада, на который будет доставлять ваш заказ. А также — насколько удобно размещён выбранный склад для доставки груза в Казахстан.